Российские власти ищут баланс между интересами сельхозпроизводителей и потребителей. Административное регулирование цен на продукты в январе позволило снизить градус недовольства в обществе, но ударило по доходам аграриев. 5 апреля министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным доложил об инструментах, позволяющих избежать новых продовольственных кризисов.
На встречу с Путиным в Кремле министр Патрушев пришел с отчетом о работе своего ведомства за 2020 год. Представитель кабмина начал с данных о рекордном за последние пять лет урожае в 133,5 млн тонн зерна. Но внимание президента было приковано к другим показателям. «Почему в прошлом году ненамного, но все-таки были сокращены посевные площади по сахарной свекле?» — сменил тему разговора Путин. И уточнил: «Сознательно сократили?»
Дмитрий Патрушев объяснил, что пойти на такой шаг аграриям пришлось пойти после переизбытка производства в 2019 году, за которым последовал сильный спад цен. «Но в этом году будем наращивать объемы по сахарной свекле, для того чтобы собственное производство у нас было на уровне, и мы могли обеспечить собственное население сахарной свеклой», — пообещал министр. Затем в ходе разговора он отметил, что министерство рекомендует аграриям увеличить посевные площади и для выращивания подсолнечника.
Внимание президента к теме посевных объясняется недавним скачком стоимости сахара и масла (71,5% и 23,8% соответственно) из-за сильного снижения объемов предложения на внутреннем рынке: в 2020 году количество сахара сократилось по сравнению с 2019-м на 40%, а подсолнечного масла — на 60%. Такое падение было вызвано плохим урожаем и кратно возросшим экспортом, а в случае с сахаром повлияли и рекомендации минсельхоза сократить посевы сахарной свеклы на 15%, сказал URA.RU доктор экономических наук Василий Узун. «В каком-то смысле в министерстве были правы — до этого два года был переизбыток. Но неурожай резко изменил ситуацию», — считает Узун.
По данным социологов, скачок цен на сахар и масло усилил недовольство в обществе уровнем цен вообще. А в период падения доходов из-за кризиса это чревато всплесками социальной напряженности. Социология стала более оптимистичной после того, как российские власти в декабре ввели ручное регулирование цен на социально значимые товары (ключевые производители зафиксировали цены на сахар — 36 рублей, на масло — 95 рублей). По данным фонда «Общественное мнение», с декабря по март доля потребителей, ожидающих сильного роста цен в следующем месяце, снизилась с 30% до 19%. «Значит, у населения есть кредит доверия к власти», — полагает директор проектов ФОМ Людмила Преснякова.
Если в 2021 году посевные площади увеличатся, будет благоприятная погода, урожай сахарной свеклы и подсолнечника вырастет, то будет достигнут баланс спроса и предложения, а рост цен затормозится, считает аналитик «Ассоциации отраслевых союзов АПК» (АССАГРОС) Елена Тюрина. Она добавила, что затягивать административное регулирование цен нельзя. «Ограничения ударили по рентабельности агробизнеса. Фиксированная цена такая низкая, что недавно производители отказывались поставлять рознице сахар, пока не получат от государства субсидии [покрывающие выпадающие доходы]», — говорит она.
Экс-замминистра сельского хозяйства РФ, профессор Леонид Холод согласен с коллегой. «В рыночной экономике цены должны быть свободными. Поскольку ценовое ограничение было достигнуто с определенным числом торговых компаний, то не надо быть гадалкой, чтобы сказать, что началось разноценье, которое стимулировало перетоки товарной массы. Там, где магазины честно придерживаются озвученных цен, товара стало меньше. Кроме того, магазины часто перекладывают недополученную торговую наценку на другие товары», — резюмировал экономист.
Автор: Сергей Дианов